Лахта Центр - о небоскребе и не только (lakhtacenter) wrote,
Лахта Центр - о небоскребе и не только
lakhtacenter

Проекты из эпохи послесталинского модернизма

ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ ЛУЧШЕ ВСЕГО ВЫРАЖАЮТ ИДЕИ И СТИЛЬ СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ, КОТОРОЙ ПОЧЕМУ-ТО НЕ ПРИНЯТО ВОСХИЩАТЬСЯ


Мы ходим мимо этих зданий, пользуемся ими, но любоваться произведениями зодчих ездим в другие страны. Советскую послесталинскую архитектуру долгое время считали неполноценной, хотя к ней существовал интерес на Западе.

Архитектура советского модернизма 1955–1991 годов - фантастическая, спорная и до сих пор не признанная архитектурным наследием.

Это совершенно неизученное направление. Советский модернизм – воплощение тех же послевоенных экспериментов, что шли в Европе и Америке. Города в то время были разрушены, людям необходимо было дать жилье и работу. Но послевоенная эйфория прошла. Постепенно угасли стремление построить дивный мир и тяга к экспериментам.

Созданные проекты в эпоху послесталинского модернизма до сих пор недооценены.


Вертолетная станция на Приморском бульваре в Баку, проект архитектора Али Гюль-Ахмедова, 1962 год

СССР отставал из-за плановой экономики, поэтому в нашей стране модернизм прожил дольше. Кроме масштабных объектов была архитектура малых форм — павильоны летних кафе, танцплощадки, автобусные остановки, бензозаправки и даже вертолетные станции.


Московский Дворец пионеров, 1958–1961. Архитекторы В. Егерев, В. Кубасов, Ф. Новиков, Б. Палуй, И. Покровский, М. Хажакян

Новые принципы архитектуры — горизонтальность, асимметрия, прозрачность.


Останкинская телебашня (1959–1967). Архитекторы и инженеры Л. Баталов, Д. Бурдин, Н. Никитин, Б. Злобин, В. Травуш, В. Ханджи и др.

Такой же символ оттепели, каким должен был стать Дворец Советов для сталинской Москвы. Вступившая в строй к 50-летию революции и не имеющая аналогов в мире телебашня дала СССР такой же повод для гордости, как и достижения в освоении космоса.


Ресторан «Жемчужина» в Баку. Архитекторы В.Шульгин и Р.Шарифов, конструкторы Н.Никонов и А.Гельфат, 1962 год

Конструкция знаковой формы — похожие вещи есть и в Бишкеке, и в Мексике. Конечно, первым с ней выступил испанский архитектор-конструктор Candela (Феликс Кандела), Калатрава тоже вырос из этого стиля.


Пункт таможенного и пограничного управления на финской границе, Выборг. Архитектор С.Б. Сперанский, 1967 год

Одно из интереснейших зданий: бетонная фактура складчатой кровли парит над прозрачным фасадом. В композицию входит наблюдательная вышка из того же бетона. Увы, сейчас здания нет.


Кинотеатр «Аврора» в Краснодаре. 1967. Архитектор Е.А. Сердюков, проектный институт Гипрокоммунстрой

Монолит. На крыше было написано «Миру — мир». Чистый стиль и чистый функционал. Глядя на архитектуру, все ищут деталь, чтобы зацепился глаз, именно поэтому модернизм не понимают: здесь нет ничего лишнего, здание само по себе деталь.


Аптека. Орехово-Борисово, Москва. 1973 год. Архитекторы А. Ларин, Е. Асс, Л. Волчек

Говорящая архитектура: здание является собственной вывеской. Своего рода поп-арт. Источником вдохновения для авторов аптеки служило творчество Казимира Малевича, где «Черный крест» 1915 года естественно трансформировался в архитектоны 20-х годов.


Историко-этнографический музей на горе Сулайман-Тоо в Киргизии. 1978. Архитектор К. Назаров

Напоминает огромную дыру в горе, внутри которой — зал с вертикальными пилонами, как будто это ухо или глаз.


Дворец торжественных обрядов в Тбилиси. 1985. Архитекторы В. и В. Орбеладзе

Тут есть что-то от Гауди. Бруталистское и романтическое здание. Построили в 1980-е как ЗАГС.


Вестибюль станции метро «Орехово», Москва. 1984. Архитектор Лев Попов, скульптор Леонид Берлин

Редкий случай монументального масштаба для служебной цели — вход в метро — в эпоху модернизма.


Санаторий «Дружба» в Ялте. 1985. Архитекторы И. Василевский, Ю. Стефанчук, В. Дивнов, Л. Кеслер. Конструкторы Н. Канчели, Б. Гуревич, Е. Владимиров, E. Рузяков, Е. Ким

Бесспорно, это шедевр — и архитектуры, и конструктивной мысли. Тут все элементы друг за друга отвечают, друг друга держат, ничего оторвать невозможно. И именно в этом заключается причина, по которой погибает советский модернизм: его надо понимать, обслуживать, за ним надо следить. Это архитектура механизма. Без правил ухода, без инструкций она существовать не может.


Новгородский академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского. 1987. Архитектор В. Сомов, проектный институт Гипротеатр

Замечательный образец советского модернизма стоит на Софийской стороне, севернее Кремля, выходит фасадом на реку Волхов. За прошедшие десятилетия оригинальная постройка сильно обветшала. «Архитектурный изгой, здание не любимое и не ухоженное, парит высоко над комфортной провинциальностью Великого Новгорода».




Источник daily.afisha.ru


Понравилась публикация? Ставьте лайк (💙), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями.

Подписывайтесь на журнал, если вам интересна урбанистика, архитектура, технологии и как создается в Санкт-Петербурге самый высокий небоскреб Европы.



Tags: архитектура, загс, метро, модернизм, наследие, останкинская, ссср, стиль, театр, телебашня
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Лахта Центр от «А» до «Я». Все про стройку века!

    Строительство комплекса Лахта Центр подходит к своему завершению. Предлагаем подвести итоги строительного периода с видео серии «Строительный…

  • Фотолента Лахта Центра

    Подборка самых интересных фото с Лахта Центром из социальных сетей теперь и в нашем журнале ЖЖ! Не забывайте ставить тэг #лахтацентр или…

  • High Line Park по-сеульски

    Сеул не стал сносить автомобильную эстакаду, построенную в 1970 году. Голландская архитектурная фирма MVRDV превратила ее в пешеходный мост-парк в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments